Страхи учеников на уроках верховой езды
Любой тренер в своей работе рано или поздно сталкивается со страхом учеников. Лошадь во много раз крупнее и сильнее человека, и управлять таким животным непросто. Все сталкиваются с ситуациями неповиновения лошади. И если опытный всадник умеет самостоятельно решить проблему, руководствуясь своим опытом и уверенностью, то для неопытного всадника это иногда превращается в источник стресса.
Каждый тренер ожидает доверия от своих учеников. Доверие при подборе лошади под определенные возможности начинающего всадника, и доверие тренеру, который знает и понимает как учить и развивать способности учащегося. Работа тренера — это не только тренировка мышц и реакций, но и обучение преодолению трудностей. Уверенность растет не только с успехом всадника, но и когда он учится самостоятельно решать возникающие сложности.
Какие страхи бывают у начинающих спортсменов?
  1. Травма
Самый первый и самый естественный страх у всех начинающих это боязнь травмы. Это одна из наиболее распространенных форм страха в верховой езде. Давайте посмотрим правде в глаза. Падение с лошади — это риск, и это может принести серьезный вред здоровью. Предотвращение падений и снижение риска травмирования – основная задача при работе тренера на начальном этапе обучения. Для этого мы много времени уделяем обучению основам, не спешим и подбираем для новичков надежных опытных лошадей. Оказавшись в умелых руках тренера и на спине дружелюбно настроенной лошади ученики могут заниматься не испытывая чрезмерного страха перед травмой.
Иногда бывают ученики, которые уже имели неудачный опыт верховой езды. Такой ученик на подсознательном уровне боится повторения предыдущего страшного или болезненного случая с лошадью. Прогресс в борьбе с этим страхом может быть значительно медленнее, и требует более тщательного и осторожного подхода в обучении.
  1. Потеря контроля
Чувство беспомощности в случаях неповиновения лошади – это очень неприятное ощущение. Для восстановления контроля и лидерства над лошадью потребуется много воли и самодисциплины. В первую очередь это преодоление растерянности страха перед силой лошади. Основными инструментами при работе в этом случае является самоконтроль и четкое понимание правильной последовательности реакций на действия лошади.
  1. Страх отторжения
Ученики и спортсмены хотят быть приняты в составе команды. Это является неотъемлемой частью социального поведения. Коллектив и его поддержка очень важны и недооценивать их нельзя. Любому спортсмену в команде нужны друзья, поощрение тренера, болельщики во время выступлений. Страх изоляции и боязнь не получить признание команды может сильно навредить ученику в процессе обучения. Именно поэтому мы стараемся в нашем клубе всячески поддерживать и развивать командный дух. Здоровое и дружеское соперничество между учениками необходимо, но злоба, зависть и заносчивость недопустимы.
  1. Крах эго
Страх неудачи. Именно этот страх парализует старание победить. Ученики с этим страхом не стремятся выигрывать на соревнованиях, а иногда и просто отказываются в них участвовать, потому что они боятся ошибиться. За спокойным внешним видом спортсмена в этой ситуации иногда скрывается большая и постоянная внутренняя борьба, которая мешает, и отнимает много сил. Такие ученики не напористы на уроках, у них тихая речь и нет стремления к развитию. С этим страхом надо работать очень аккуратно. Прежде всего надо найти первопричину его появления, и я вас уверяю, по силе воздействия он не уступает страху от полученной травмы.
Очень важную роль при работе со страхами юных учеников играет поведение и реакции родителей. Есть дети которые просто каменеют, если кто-либо из родителей приходит посмотреть на тренировку. Чаще всего такая реакция бывает на отцов, как на более доминантных в семье. Ребенок хочет одобрения по разным причинам. Иногда в юном возрасте одобрение себя приходит только через одобрение родителей. Иногда дети не столько боятся травмы, сколько боятся быть недостаточно хорошими. Помочь детям преодолеть страхи и поверить в себя – это очень важная и совместная (подчеркиваю) работа тренера и родителей.
В большинстве своем мы имеем не один какой-то страх, а их комбинацию в той или иной степени.
Комбинации страха отторжения и краха эго заставляет больше обычного нервничать перед выступлением, и мешает показать хороший результат. Вызывает ревность и боязнь, что у инструктора есть любимчики. Как следствие может привести к конфликтам в команде.
Комбинация страха отторжения и страха потери контроля мешают в полной мере раскрыть таланты и возможности ученика. Решение этой проблемы должно выходить за рамки работы в манеже. Иногда полезно возложить на ученика больше ответственности не только за себя, но и за других. Привлеките этого ученика к процессу обучения других, попросите его высказать его экспертное мнение на уроке или помочь в конюшне с лошадью более высокого уровня чем учебная. Это поможет ему почувствовать свою значимость и поверить, что лошади не так уж опасны.
Так ли все плохо?
Мы все в той или иной степени чего-нибудь боимся. Это неотъемлемый элемент нашего инстинкта самосохранения. Цель не состоит в том, чтобы уничтожить весь страх. Гораздо важнее уметь преодолевать страх там, где это необходимо.
В завершение хочу сказать, что я , конечно, не психолог и все вышесказанное является исключительно моими мыслями и выводами, основанными на опыте работы тренером более чем 30 лет. Возможно, найдутся и несогласные со мной , но я надеюсь, что для кого-нибудь эта информация будет полезной.
Н. Д.