Почему так важны элементы классической выездки?
История выездки насчитывает более 2000 лет, когда греческий генерал Ксенофонт написал свою знаменитую книгу «Искусство верховой езды». Он сказал, что верховая езда — это слияние двух живых существ — лошади и всадника — в живое произведение искусства уникальной красоты. Классическое обучение всадника и лошади – это гораздо больше чем физическая подготовка или дрессура.
Обучение лошади классике всесторонне: вы должны развивать лошадь физически и воспитывать ее ум. Вместе со своим телом и мозгом вы должны развить тонко настроенное чувство равновесия и гармонии, которое не возникает в одночасье и приходит с опытом. Все это сложно, потому что требует терпения и большой самодисциплины.
Таким образом, основное требование к всаднику — это настоящая, искренняя любовь к лошади, пылкая страсть и сильная воля к достижению наивысшего уровня производительности и максимальной точности. Все это без принуждения, насилия или ложных амбиций. Эти черты характера должны быть идеалом всадника, который считает верховую езду искусством.
Классическая выездка — это гимнастическая тренировка тела лошади вместе с мягким воспитанием. Это не что иное, как развитие и улучшение естественных движений, которые есть у животного на свободе.
Говоря о выездке, мы имеем в виду классическое искусство верховой езды, которое подчеркивает красивое естественное движение. Это развитие врожденных возможностей и природных способностей. Цель и результат — сделать лошадь более гибкой, подвижной, послушной и спокойной, уверенной и внимательной, что позволит достичь идеального взаимопонимания со своим всадником.
Но первое требование — завоевать доверие лошади. Уверенность создает лучшую основу для послушания, и лошадь должна чувствовать, что человек — ее друг, а не мучитель. Это требует большого терпения и сочувствия всадника, а также особого внимания к чувствительным чертам характера, особенно молодой лошади. Фаза уверенности означает, что лошадь чувствует себя в безопасности и показывает всаднику, что готова с ним работать. Тогда верховая езда становится двусторонним диалогом между всадником и лошадью. Цель — полная гармония.
Самым важным в классической школе является систематическая подготовка, чтобы было комфортно и приносило радость.
Классические принципы тренировки состоят из следующих пунктов:
1. Прямая лошадь, демонстрирующая желание двигаться вперед. Не стоит восхищаться заученными цирковыми движениями. Высокое поднятие передних ног и в то же время напряженная спина. Классическая школа против зрелищности. От каждой выездковой лошади — от новичка до олимпийского уровня — требуются ровные, уверенные и непринужденные движения; гибкая, устойчивая и активная рысь с эластичностью и хорошим толчком задних ног; единый, ритмичный трехтактный галоп.
Каденция – это темпо-ритм, который проявляется на рыси и галопе и является результатом естественной гармонии, свойственной лошади, когда она движется с отчётливой равномерностью аллюра, с импульсом и в равновесии. Лошадь, которая движется с каденцией, свободна также от боли и функционально здорова. Это показывает, что всадник достиг одной из главнейших целей выездки — восстановления естественного аллюра при движении под седлом.
2. Правильная ритмика движений. Всадник должен уделять самое пристальное внимание правильному ритму основных аллюров, то есть чистоте, правильности и ровности шагов. Ошибки в ритме не могут быть компенсированы другими качествами лошади, например, когда лошадь показывает превосходную протяженную рысь, но четырехтактный галоп.
3. Постоянное и уверенное принятие повода. Закрепощение или рывки не позволят всаднику спокойно и без видимых усилий сидеть на спине лошади. А напряженная лошадь очень быстро устает, потому что у нее недостаточно гибкие суставы и спина. Гибкость и плавность — необходимые условия для хорошей управляемости. При недостаточной гибкости невозможно добиться требуемой активности задних ног и работы спины, которая является мостом между передними и задними ногами.
4. Хорошо сбалансированные, плавные переходы. Это означает хорошую работу задних ног. Поскольку перед лошади весит значительно больше, то лошадь должна быть обучена держать равновесие, т. е. переносить вес больше на задние ноги и под центр тяжести. Тогда перед может вытягиваться вверх и становиться более подвижным в любом направлении, учитывая вес всадника.
5. Послушание и полное подчинение всаднику. Принудительные тренировки перегружают интеллектуальные способности лошади и никогда не могут привести к красоте и блеску. Послушание означает, что лошадь внимательна, расслаблена и уравновешена, прямая, постоянно в поводе и стремится выполнить желание всадника.
Некоторые говорят, что времена классической верховой езды прошли, что она устарела и должна дать место современным концепциям и новым методам, таким как например роллкур*.
*Роллкур или гиперфлексия шеи лошади — это незаконная практика в конном спорте, определяемая как «сгибание шеи лошади, достигаемое посредством агрессивной силы», и запрещена Международной федерацией конного спорта.
Но к чему это ведет? Лошадь не изменилась, даже за счет селекционного разведения. Основы нашей верховой езды были заложены в 16, 17 и 18 веках, затем развились и усовершенствовались. Такие методы, как роллкур, представляют собой попытки тренироваться посредством принуждения и силы. Они созданы, чтобы ускорить процесс обучения и просто быстрее продавать лошадей.
Вместо этого всадники должны быть терпеливыми и осторожно работать с лошадьми «сзади наперед», а не «спереди назад». И нельзя ездить на лошадях, используя слишком много руки вместо шенкелей и посадки. Помните, что ярлыки ошибочны. Старые классические принципы доказали свою актуальность во все времена и согласуются с природой. Когда границы природы нарушаются, результатом является неестественное вынужденное движение, которое уничтожает любую возможность гармонии, блеска и совершенства.
Конечно, для пиаффе и пассажа должно быть «положительное» напряжение, но такое как заряд батареи, а не отрицательное напряжение. Границу между ними трудно различить. Без позитивного напряжения не может быть экспрессии. Это та точка, в которой выездка переходит от простой мастерской езды к классической верховой езде.
Когда верховая езда — это искусство, тогда вы должны позволить всаднику иметь личный вкус, но только в том случае, если исполнение не выходит за рамки классических принципов.
Доктор Йозеф Книпп — уроженец Германии, бывший судья FEI по выездке, занимается разведением и обучением выездковых лошадей более 35 лет. Он обучался у мастеров-инструкторов верховой езды Фрица Темпельмана и генерала Альберта Штеккена. Популярный во всем мире клиницист.